Родительские субботы

  • Раздел «Жизнь после смерти
  • Страстная суббота Диакон Андрей
  • Почему важно поминать умерших? Александр Ткаченко
  • Таинство смерти Н. Василиадис
  • Святитель Афанасий (Сахаров) о поминовении усопших по уставу Церкви
  • Рождественская суббота (рассказы разных лет) Б. П. Екимов
  • Христос воскрес! Не унывайте!
  • Дни памяти

Дни особого поминовения усопших 2022

  • 6 февраля
  • 26 февраля
  • 19 марта
  • 26 марта
  • 2 апреля
  • 3 мая
  • 9 мая
  • 11 июня
  • 5 ноября

Дни поминовения усопших

Дни поминовения усопших

Суббота мертвых — это день чистого поминовения умерших православных христиан. Каждая суббота (за исключением тех случаев, когда в этот день проходит какой-либо праздник, например, полиелей, бдение или Страстная суббота) посвящена поминовению усопших, но в церковном календаре есть специальные дни, предназначенные для этой цели. Эти дни называются «родительскими», потому что родители — самые близкие нам люди, но в эти дни мы молимся не только за родственников.

ШаббатОписание
Все субботы
Свято-Троицкая суббота

Суббота перед Торжеством Святой Троицы

Суббота Святой Троицы и Мясопустная суббота поминают всех умерших христиан, когда-либо живших на земле. По этой причине эти две субботы называются экуменическими субботами; по своему статусу они превосходят другие дни особого поминовения усопших.
Мясная суббота

Неделя перед Великим постом.

Она называется Мясной субботой, потому что предшествует Мясной неделе (воскресенье перед Великим постом).
Субботы Великого поста
Три субботы Великого поста

Субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста.

В будние дни Великого поста (кроме праздника Благовещения) обычная литургия не совершается. Следовательно, и основное литургическое поминовение усопших происходит реже. Чтобы не лишать усопших молитвенного предстательства за них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы за них.

Кроме того, заупокойные службы во 2-ю и 4-ю субботу Великого поста имеют еще одно «заупокойное» обоснование. Если христианин умер накануне или во время Великого поста, то особые поминовения в 3-й, 9-й и 40-й дни должны совершаться не в середине недели (когда не было полной литургии), а в следующую субботу, в которую совершалась «его панихида, подобная субботе литургии». Поскольку поминовение в литургии имеет особое значение, молитвы о новопреставленных усопших стали совмещать с ближайшей полной литургией, то есть в одну из суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовение новопреставленных стало сочетаться с молитвами за их усопших родственников, а позднее и за всех усопших христиан. Это привело к традиции проводить поминальные службы во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу.

Частные родительские субботы
Радоница

9-й день после Пасхи, вторник.

Радоница происходит от слова «радость», потому что ее всегда празднуют на Пасху. Обычно в этот день проводится поминальная служба, на которой также звучат пасхальные песни. После службы верующие посещают кладбище, чтобы помолиться за умерших.
Суббота перед Днем памяти

Суббота перед Днем памяти в честь святого Димитрия Солунского (8 ноября).

Впервые он был упомянут в хронике 15 века, хотя традиция поминать умерших в этот день более древняя. Основная причина — воцерковление языческого обычая поминать умерших осенью как часть культа предков. В монастырях 16-17 веков в этот день поминали умерших монахов, а в светских церквях — всех христиан. В XVIII-XIX веках объясняли, что Димитриевская суббота была установлена святым князем Димитрием как день поминовения воинов, погибших в Куликовской битве.
День памяти павших во Второй мировой войне

9 мая

За литургией следует панихида.
Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру в Христа совершается в День памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января).За Божественной литургией следует панихида.

Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют дату продления.

В эти дни проводятся похоронные службы — панихиды, заупокойные мессы и заупокойные литании. Следует отметить, что службы в церкви могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), поскольку литургический день начинается вечером.

Среди дней, посвященных памяти погибших, есть две «Вселенские субботы памяти»: Майсопуст и Троица. Главная цель этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) поминальных служб — молиться за всех православных усопших, независимо от их личной близости к нам.

Родительские субботы - Родительские субботы

***

Родительская суббота — это обобщенное название дня особого поминовения умерших. В этот день вся Церковь молится об упокоении душ усопших православных христиан. Для нас — живых — этот день поминовения наших близких должен быть, по возможности, проведен в молитве. В основе всех молитв за умерших лежит тема прощения грехов. Мертвые уже не могут покаяться и попросить прощения, но мы можем сделать все возможное, чтобы попросить Божьей милости для них. Господь, видя наши усилия, учитывая наши молитвы и подавая милостыню (а милостыню можно подавать и за умерших), может улучшить их участь.

В Родительскую субботу православный христианин должен участвовать в Божественной литургии, молясь во время нее не только за наших близких, но и за всех православных умерших (на православном славянском языке это слово звучит как «за умерших»). После этого можно посетить кладбище и помолиться там уединенно, то есть провести панихиду, литанию или, если позволяет время, прочитать кацму 17 Псалтыря. Это самое важное. А что касается еды — церковные правила никак не регламентируют эту часть жизни. Единственное правило — умеренность. Также не забывайте, что самое важное в этот день — молитва.

Когда в храме совер­ша­ются заупо­кой­ные бого­слу­же­ния роди­тель­ских суббот?

Литургический день начинается вечером, поэтому поминальные службы часто проводятся вечером предыдущего дня. Самое важное поминовение происходит на литургии (обычно утром).

Нужно ли ездить на клад­бище в роди­тель­скую суб­боту?

Молитвенное поминовение в церкви несравненно важнее для усопшего, чем посещение могилы, но первое не исключает второго. Важно соблюдать иерархию: на первом месте — поклонение, на втором — поход на кладбище. На могиле христиане совершают поминовение на мирской службе или приглашают священника.

Зачем в храм при­но­сят еду?

Вначале была принесена еда для общей поминальной трапезы. В наше время его приносили в качестве поминального приношения за духовенство и священнослужителей.

Традицию приносить еду «в канун Рождества» следует рассматривать трезво, с учетом современных реалий. Священнослужителям трудно усвоить 30 буханок хлеба или 20 упаковок пряников, поэтому имеет смысл принести продукты, которые можно использовать в течение длительного времени. Пожертвования также можно положить в чашку в церкви; у церкви много потребностей, не только в еде.

Какие бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти у Роди­тель­ских суббот в Вели­кий пост?

Во время Великого поста парастасия празднуется в пятницу вечером на II, III и IV неделях. По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским приходским субботам: Середина лета и Святая Троица. Вот как святой Афанасий (Сахаров) говорит об этом различии литургических суббот: «2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста также включают в себя намеренное поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь молитвы за умерших гораздо менее многочисленны и не такие исключительные и всеобъемлющие, как там. Эти две субботы — всеобщие, эти три — чисто родительские. Там на первом месте стоит поминовение всех умерших, а вместе с ним, как бы в дополнение, поминовение наших близких. Здесь на первом месте стоит поминовение наших родственников, сопровождаемое, как всегда, поминовением всех умерших».

Если день праздника (Полиелея, Всенощного бдения или Благовещения Богородицы) выпадает на одну из этих суббот или на день, предшествующий празднику или Благовещению, заупокойная месса просто отменяется (о ее возможном переносе не упоминается). Такая относительно легкая отмена уставом этих заупокойных служб, когда они совпадали с любым из праздников Миня, может быть объяснена их относительно меньшим статусом, о чем говорилось выше. Однако, хотя сама траурная служба отменена, четыре песнопения Триоди не полностью опущены. Если суббота совпадает с Благовещением, четверостишия остаются на своем месте на Утрени, но во всех остальных случаях они должны быть перенесены на вечернюю службу. В этом случае, если праздник полиелейный, он совершается на вечерне в тот же день, если Благовещение или праздник святых — на вечерне в предыдущий день (вечером в четверг), а если Благовещение приходится на 3-ю или 4-ю субботу, то на вечерне в один из дней, предшествующих празднику.

Какие бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти у все­лен­ских роди­тель­ских суббот?

Экуменические родительские субботы Мясопустная и Троицкая — самые древние и самые важные заупокойные службы в годовом цикле. В эти два дня совершаются похожие, почти одинаковые богослужения: их можно назвать «близнецами». Уточним последний факт: тексты заупокойных служб идентичны, за исключением стихов прославления: стихи на «Хвалите…» отличаются в Постной Триоди и Цветной Триоди. Богослужения основаны на Октоихе и Триоди (в Троицкую субботу Октоих всегда 6-й глас, поэтому его песнопения включены в Триодь). Минея никогда не используется; услуги переносятся на предыдущий день.

Перенос Божественной литургии с субботы Всех Святых на предыдущую субботу возможен только в редких случаях: если Сретение Господне выпадает на мясопустную субботу или если в одну из этих суббот отмечается доминиканский праздник (в этом случае литургия может быть перенесена только в конкретном православном храме).

Основные литургические особенности Масленицы и Троицкой субботы следующие:

  • На вечерне вместо прокименона поется «Аллилуия» с заупокойными стихами (это уникальная особенность двух рассматриваемых дней; такая замена прокименона на вечерне не практикуется в церковном календаре).
  • На утрени, вместо «Boże coś Polskę…» Поется «Аллилуия» с похоронными стихами (это особенность всех похоронных суббот).
  • Тропарь «Глубиною мудрости…». с Богородичным «Тебе, и стене, и пристанищу…»; оба эти песнопения «знакомы» нам по их использованию в заупокойной службе.
  • 17-й кафизм разделен на две строфы (на основе обозначения среды в Псалтыре) и читается духовенством, хор поет начало и конец каждой строфы. После I века — ектения об усопших, после II века — траурные тропари о «Непорочных», «Лик святых обретший…», с пением полного каждения церкви. Затем следует еще одна покаянная литания. Таким образом, 17-я кафизма поется во все субботы по усопшим.
  • Канон: из храма на 6 и из Триоди на 8. Песнопения — по канону храма, катавасия — по Триоди. 2-й гимн (в каноне есть 2-й гимн, обратите на это особое внимание) поется только в Триоди (ирмос и катавасия этого гимна пересекаются).
  • Для 6-го гимна: Литания за трапезой с молитвой «Боже духов…». и призыв «Ибо Ты еси воскресение…». Кондак «Со святыми упокой…» и значок «Ты один…». На практике во время 6-го гимна диакон открывает царские врата, священник и диакон входят в центр церкви царскими вратами, где диакон произносит малую ектению перед тетраподом. Затем, после пения Кондак и Икос, священник совершает малую процессию, начиная от тетрапода (тетрапод, иконостас, хоры и амвон, заканчивая процессию у амвона и снова перед тетраподом). По окончании мессы духовенство отходит к алтарю, а королевские ворота закрываются.
  • В литургии есть короткий образец пения тропарей и песнопений для входа: «С глубокой мудростью…», «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «К тебе и к стене…».
  • Прокимен читается один (за литургией), есть два чтения: литургия и литургия (это также относится к апостольским и евангельским чтениям).
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector