Прощёное воскресенье

Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом (воскресенья Великого поста).

Он называется так потому, что в этот день во время вечернего богослужения совершается чин прощения, во время которого настоятель церкви или монастыря после вечерни кланяется и просит прощения у своих клириков и прихожан, которые также отвечают ему поклоном. Затем все по очереди подходят к настоятелю и просят у него прощения.

В это же время священники по указанию иерарха преклоняют колена, целуя друг другу руки, а дьяконы, служители церкви и прихожане делают поясной поклон и получают благословение. Все прихожане также просят прощения друг у друга.

прощеное воскресенье - Прощеное воскресенье

В Прощеное воскресенье принято просить прощения и примиряться друг с другом не только в церкви, но и дома с соседями, на работе с сослуживцами. Это делается примерно следующим образом: мы кланяемся (в пояс или на землю) и говорим: «Прости меня, (имя), за то, что я согрешил против тебя», затем кланяемся обратно со словами: «Бог простил тебя, и я прощаю тебя. Прости и ты меня, (имя). — Бог простит тебя, и я прощаю тебя», и следует тройной христианский поцелуй.

Практика просить прощения накануне Великого поста восходит к временам Древней Церкви, когда подвижники уходили из городов и монастырей в пустыню на все время поста и, не зная, все ли вернутся из этого трудного подвига, прощали и примирялись друг с другом до Пасхи.

Исто­рия чина про­ще­ния

Обряд прощения зародился в монашеской жизни египетских монахов. Перед началом Великого поста, чтобы усилить молитвенный подвиг и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи удалялись по отдельности в пустыню на сорок дней поста. Некоторые из них так и не вернулись, других истребили дикие звери, третьи умерли в безжизненной пустыне. Поэтому, расставаясь, монахи попросили друг у друга прощения за любые проступки, вольные или невольные, как они это делали перед смертью. И, конечно, они искренне простили друг друга. Все они понимали, что их встреча накануне Великого поста может стать последней. По этой причине существовала должность прощения — примирять и прощать со всеми и, в конечном счете, с самим Богом.

Со временем эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай, когда царь просил прощения у своих подданных. С этой целью царь объезжал армии и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у своих братьев, и посещал иерархов, чтобы попросить прощения и у них.

Бого­слу­же­ние

Вечером в Прощеное воскресенье в начале Страстной недели совершается всенощная вечерня с огласительными молитвами.

Вход с благовониями совершается под песнопения великого Прокимена: Не отвращай лица Твоего от чада Твоего, как я скорблю; услышь меня скоро; возопи к душе моей и избавь ее (Псалом 68).

Этот великий прокимен также поется во вторую и четвертую недели (воскресенья) Великого поста.

Послушайте Великий прокимен:

Пение Великого прокименона завершает торжественную воскресную службу, а с Преполовения Господня (читаемого сразу после прокименона) начинается постная служба. В это время священники надевают темные постные богослужебные облачения. Священник читает Литанию прошения, а хор исполняет специальное постное песнопение для каждого прошения.

После строфы Апостола «Ныне отпущаеши, Господи» ¾ и тропаря Тропарь троекратного Вечного поется с большими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Царю Небесный, священник читает молитву святого Ефрема Сирина Господь и учитель моей жизни с тремя поклонами.

После окончания вечерни совершается обряд прощения:

Святой Крест, иконы Спасителя и Богородицы размещены на трибуне. Ректор делает перед ними поклон и целует их. Затем он обращается к присутствующим и просит прихожан и народ о прощении их грехов, говоря: «Благословите меня, отцы и братья, и простите меня, грешного, за то, что я согрешил в этот день и во все дни жизни моей словом, делом, мыслью и всеми моими привязанностями. Сказав это, он склонился перед народом. Все они ответили ему поклоном и сказали: «Бог простит вас, святой отец. Прости и благослови нас, грешников. В некоторых церквях и монастырях об этом говорят по-другому: «Бог простит вас, святой отец. Молитесь за нас, грешных», что вполне соответствует Хартии. Священник (обычно ректор) отвечает: «Пусть Бог по своей милости простит и помилует всех нас. Затем настоятель возносит Святой Крест. Все священнослужители по порядку возлагают руки на иконы на трибуне, подходят к настоятелю, целуют крест, целуют настоятеля и друг друга в плечи, просят прощения. После них приходят миряне, прикладывают руки к Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и просят прощения у прихожан и друг у друга. В Типиконе ничего не говорится о пении каких-либо песен во время службы Прощения. В краткой записке говорится: «И целуем святые и чтимые иконы» предусматривает, что этот обряд может совершаться в тишине. Во время службы прощения в некоторых церквях было принято петь «Открой мне дверь покаяния…», «У рек Вавилонских…». и т.д., а также пасхальные стихи, заканчивающиеся словами «И вот мы плачем».

Почему Про­щё­ное вос­кре­се­нье назы­ва­ется Про­щё­ным?

Основа обряда прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на время поста перед Пасхой (Квадрагезима) монахи удалялись в безлюдные, пустые места. Там они усилили свою аскетическую жизнь, посвятив себя интенсивной и сосредоточенной молитве и покаянию для особого внутреннего очищения, достойного подготовки к Пасхе.

Однако, прежде чем покинуть стены монастырей, монахи собирались на общинные службы. Это произошло в последний день Недели Спокойствия. В этот день братья примирились во Христе, попросив друг у друга прощения, забыв накопленные обиды и попросив благословения. По окончании вечерни монахи разошлись.

Эта добрая монашеская традиция была связана прежде всего с заповедью Христа прощать другим согрешения их (Мф.18,21-22), хранить мир, любить (Мк.12,31).

Между тем, для этого была и частная причина. Уходя в пустыню, братья подвергали свою жизнь потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они до Пасхи, и вернутся ли вообще. Подумав об этом, они поняли, что другой возможности простить своих соседей или попросить прощения для себя может и не быть. Кто захочет умереть без прощения, без мира со своими братьями?

Впоследствии традиция просить прощения и мириться с ближними накануне Великого поста распространилась среди мирян. Эта практика помогает нам быть в лучшем настроении для покаяния и начать соблюдение Великого поста в приподнятом состоянии духа.

Чин прощения в Церкви совмещен с вечерней и совершается после отпущения грехов. Его общие характеристики таковы.

Настоятель совершает поклон перед алтарем и иконами Искупителя и Божией Матери, а затем благоговейно целует крест и иконы. Затем он обращается к общине с пасторским увещеванием. Затем он искренне просит у всех прощения за грехи и смиренно кланяется. Прихожане отвечают поклонами, произнося: «Бог простит тебя, отец».

Наконец, настоятель берет в руки крест. Остальные священники, в соответствии со старшинством, возлагают руки на иконы на трибуне, подходят к настоятелю и возлагают руки на крест. Затем они целуют ректора и друг друга в лоб, прося прощения.

Затем миряне подходят один за другим, целуют крест и иконы, просят прощения у прихожан и друг у друга.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector