Лунный заяц — история символа Праздника середины осени

Почему лунный заяц стал символическим хранителем бессмертия для многих народов Азии и Америки? Первые мифы о нем появились пять тысяч лет назад, при первых правителях китайской цивилизации. Они живы сегодня.

Человечество всегда мечтало и мечтает о бессмертии, тысячи лет назад, сотни лет назад, сегодня. Я буду мечтать завтра. Богатые, императоры и президенты тратили и будут тратить огромные средства на продление своей жизни, на создание определенных таблеток бессмертия, из каких бы эмбрионов, растений и животных эти таблетки ни были сделаны. Но где взять, как в древней корейской сказке, печень живого лунного зайца?

В Храме Луны в Пекине. 2011. Лунные зайцы охраняют Храм Луны / Магазета

В Храме Луны в Пекине. 2011. Лунные зайцы охраняют Храм Луны.

Обычные люди даже не находят своих денег на хорошую сделку, им остается только надеяться на чудо и слагать легенды и мифы о хранительнице бессмертия.

С препаратом бессмертия все понятно, к препарату причастны и шарлатаны, и ярчайшие химики, биологи и фармацевты. Не случайно во дворе военно-медицинского института на Тайване с помощью пестика и ступы воздвигнут памятник лунному зайцу. Что перемалывают в своих ступках военные медики и фармацевты — большая тайна.

С самим лунным зайцем тоже все понятно. В южных широтах в полнолуние все народы Африки, Азии и Америки видели на Луне именно зайца, и больше никого — ни тигра, ни медведя, ни черепаху. Довольно удивительно, как туда попала трехлапая жаба, как ее занесло и кто ее видел на Луне?

Но почему же все-таки лунный заяц стал символом бессмертия? Почему он посвящен целительству у многих народов Азии и Америки?

На эту тему существует множество легенд, например, о лунном зайце, который всегда ходит, обняв гриб долголетия линчжи. Скорее всего, под этим названием скрывается трутовик рейши, который сегодня активно используется как лекарство от рака, аллергии, гепатита и еще тысячи и одной болезни. Он также ввел в медицину молоток со ступкой, в которой заяц на Луне растирает свои целебные зелья. Старейший алхимик в мире. Символ восточной народной медицины.

Древние поэты Китая писали:

В день Праздника середины осени,
На темной стороне луны
Поклонник, выдающийся
Очертания нефритового дворца
Богиня Чан Э:
Лицом к нему с лунного дерева гуйхуа
Сладкий аромат стекает вниз.
Лунный заяц сидит под ним
И старательно точит кору в ступе,
Готовим эликсир бессмертия.

Глиняный лунный заяц на тигре таки попал в мои верные руки

Глиняный лунный заяц на тигре таки попал в мои верные руки.

В этом году, в год Белого Зайца, Праздника Середины Осени (чжунцюцзе), или Праздника Луны, я собрался в Храме Луны в Пекине, продавались лунные пироги, пели и танцевали на сцене мастера искусств, вход в Храм Луны охраняли изящные и торжественные лунные зайцы, в руках у них, как и положено, были ступы, которыми они толочили зелье бессмертия. Это уже второй мой Фестиваль Луны на родине лунного зайца в Китае. Глиняные лунные зайцы разных размеров, сидящие на тиграх и слонах, продаются по всему городу и празднично. Любимая игрушка китайских детей. Главный символ Праздника Луны. Я пытался убить самого большого глиняного зайца, чудом довел его до избушки,потому что не было смысла сдавать его в багаж, я получил бы кучу глиняного щебня, а сейчас в Москве монастырь моего внука украшает тяжелый, полуметровый лунный заяц.

Восхождение на Тайшань. 6600 ступенек, а потом ворота, на которых надпись «Место, где ты обретешь бессмертие».

Восхождение на Тайшань. 6600 ступенек, а потом ворота, на которых надпись «Место, где ты обретешь бессмертие».

Может быть, ради этого праздника Луны и лунного зайца, да еще и отмечаемого в год зайца, я решил в очередной раз съездить в Китай на международную научную конференцию по современной русской литературе? Я, конечно, читал доклад «Иосиф Бродский в тени Дао» о китайских мотивах в его поэзии и прочитал с десяток лекций в провинциальных центрах Китая о самой современной русской литературе, от Проханова до Прилепина, от Алексея Иванова Тимуру Зульфикарову. Свою поездку он выполнил на сто процентов, китайские преподаватели остались довольны. Но начитавшись лекций и круглых столов, ответив на все вопросы очаровательных китаянок и отважных китайских русистов, я рванула в музеи древнего искусства, антикварные рынки и даосские святыни, где до сих пор почитают моего лунного зайца.Я нашел ее и на священной горе Тайшань, и в храме Лао-Цзы, и в книжных магазинах.

На надгробии Конфуция

На надгробии Конфуция.

Однако сама священная гора Тайшань, так сказать, дарует всем восходящим если не бессмертие, то долгую жизнь. Тайшань — главная из пяти священных гор Китая. Это не просто восхождение, а духовное осмысление собственного Дао, обретение себя и смысла своей жизни.

Считается, что наш бренный мир был создан на этой горе. Именно с этой горы на востоке провинции Шаньдун, недалеко от побережья Тихого океана, начинается восход солнца. По этой причине многие из тех, кто поднимался на вершину всю ночь, до желанного восхода солнца, остаются, чтобы увидеть знаменитый рассвет. К сожалению, утром меня ждали студенты Тайаньского университета, а затем, сразу после лекции, планировалась поездка на родину Кунфу, великого китайского мудреца, прозванного в Европе Конфуцием, в его храм, на свою гасиенду, на свое кладбище.

И всем сердцем я не мог переночевать на вершине горы, не мог пойти на скалу Гунбэй, где собирались все желающие встретить восход солнца. И поэтому я не стал ждать рассвета, чтобы подержать в руках восходящее солнце. Но сама гора, где живет добрая фея голубых облаков, мать горы Тайшань, благословила нас, и действительно, после этого восхождения мы набрались новых сил. Да и настроение наверху какое-то оптимистичное, хочется писать стихи и говорить стихами. В чистейшем воздухе на вершине Тайшаня сами камни пели нам свои чудесные, нежные песни. Где еще можно найти поющие камни?

У входа в храм Кунгфу вы встречаете императорскую черепаху

У входа в храм Конфуция вы встречаете императорскую черепаху.

Однако это уже вторая покоренная мной священная гора даосов. Два года назад из древней столицы Китая Сианя мы не только отправились к гробнице Цинь Шихуанди, где теперь найдены тысячи терракотовых воинов во всех их регалиях, но и поднялись на священную гору Хуашань. Привлекают внимание даосские монастыри, расположенные, как правило, на вершинах гор. Как монахи их строили, как воздвигали огромные каменные глыбы? И повсюду в даосских храмах мы находим нашего хранителя бессмертия — лунного зайца.

Не меньшее впечатление произвела на меня поездка даже не в знаменитый Храм Конфуция в городе Чуйфу, где он родился и вырос, где и был похоронен, а в «Лес Кунгфу», на кладбище, где тысячи и тысячи его прямых потомков. И сегодня любой прямой потомок кунг-фу, где бы он ни жил, имеет право обрести вечный покой в ​​«Лесе кунг-фу». Поразительно, что многие захоронения потомков Конфуция гораздо величественнее, чем место захоронения китайского мудреца. Небольшая стела с его изречениями, скамья, чтобы поклониться пришедшим, вот и все. Стоишь перед печкой и думаешь, этот мудрец жил в 6 веке до нашей эры, совсем как Лао-цзы и Будда. Прошло 2600 лет, а книги о кунг-фу до сих пор есть на полках каждого книжного магазина мира?

Разве мне не было интересно читать лекции о русской литературе, рассказывать о романах Лихутина и Крусанова, Пелевина и Елизарова, совсем рядом с усадьбой, где родился Конфуций, в университете Чуйфу, за стенами старого города? Хотя по китайским меркам это небольшой город, во времена Мао говорили: в городе Конфуция должен быть свой университет.

Китайская провинция поражает еще больше, чем сам Пекин. Районный город, а на дорогах четыре ряда машин в одну сторону и в другую. Скоростные поезда мчатся как ракеты по всем городам Китая. На скоростном ракетном поезде мы с женой вернулись из Чуйфу в Пекин. Где, в какой Чухломе или хотя бы Костроме мы найдем такие дороги и такие поезда? Когда Сванидзе недавно промямлил что-то о бедном провинциальном Китае, живущем совсем не так, как в Пекине, он перепутал Китай с Россией, а Пекин с Москвой. Увы, это у нас, кроме особняков олигархов и многоэтажек банков и корпораций в столице, во всей России больше ничего не строится.

Поэтому путешествие по провинциальным городам Китая меня заинтересовало даже больше, чем очередная поездка в Пекин или Шанхай. Два глобальных мегаполиса, шестиэтажные развязки, скоростные эстакады через город — это уже всем известно. Что-то тоже строится в Москве или Питере. А вокруг мертвая, угнетенная и униженная Россия. Это та нищета в провинциальном Китае, которая пугает всех наших либеральных международных экспертов. Я хотел ощутить эту нищету на себе.

Итак, я проезжаю через китайскую провинцию, Цзинань, Тайань, провинцию Шаньдун или Сиань, Харбин, Нанкин. Я иду в самые отдаленные места, в далекие даосские монастыри, и везде вижу досягаемость великой силы. Создается впечатление, что сегодняшний Китай, создав сверхдержаву, теперь сделал ставку на провинциальное развитие всей страны, рост внутреннего потребления, развитие культуры. Ежедневно десятки тысяч человек штурмуют мемориалы и святыни в Китае. Зачем крестьянам или простым служащим добираться до храма Конфуция? Зачем им подниматься на вершину Тайшаня? Богатых мало, но и нищих в Китае я не видел. Все полуразрушенные города исчезают на глазах даже жалкоХоть он и не имеет архитектурной ценности, но этих бедных хутунов с древним укладом жизни в Китае практически уже нет. Меньше велосипедов, больше машин. За окном гостиницы «Тайань» пустота.

Что дает Китаю такую ​​целительную энергию? Какая еще древняя цивилизация может сравниться с Китаем? Для нас 1000 лет — это почти вся наша история. Для Китая даже 2000 лет — недавнее время. Кто охраняет бессмертие этой великой цивилизации? Это действительно мой лунный заяц? Уже в первые века нашей эры китайский философ-материалист Ван Чонг восклицал: нам надоел этот древний лунный заяц, пора оставить его детям. Однако и после этого не раз китайские императоры в поисках бессмертия отправляли целые экспедиции в неведомые моря и горы в поисках целебного зелья. Они знали, что им не добраться до луны и лунного зайца.

Однако на всем Востоке лунный заяц до сих пор считается символом бессмертия. Когда американские астронавты летали на Луну, в Хьюстоне, в космическом центре, во время одного из сеансов связи им сказали: где-то бродит лунный заяц, смотрите внимательно. Космонавты согласились. Корейский лидер Ким Чен Ир признался, что в детстве интересовался лунным зайцем, но со свойственной ему прагматичностью указал, что даже если бы он был на Луне, его было бы невозможно заметить. Кому и как он передает свое зелье бессмертия? Так китайцы назвали свой луноход, запущенный в 2012 году, «Лунный заяц». Луна — часть великой китайской культуры, это стихи Цюй Юаня и Ли Бо, это древние свитки и древние лунные праздники. Для китайцев, полет на Луну важнее, чем для нас (в прошлом) или для американцев. Американцы посчитали, что кроме безумной траты денег никакой практической, экономической или военной пользы нет, и лунный проект остался позади. Сегодня мы просто не можем себе этого позволить, и такой технологии больше не существует. Китайцы мечтают покорить Луну, почти как достичь бессмертия. Там же поставят памятник лунному зайцу.

Возможно, в древности лунного зайца специально поместили на Луну, чтобы его не могли достать ни правители, ни президенты. И какими лучами луны, какими ночными снежинками лунный заяц переносит на землю свое целебное зелье, и оно вкуснее. Но, если ему удастся сохранить бессмертие великой китайской цивилизации на 5 тысяч лет, то именно в нем и в его зелье таится необходимая людям жизненная энергия.

Интересно, например, почему китайские политики до сих пор не сокращают программу изучения русской литературы. В Европе, в США закрылись сотни кафедр славистики, славяне срочно поменялись местами работы, а в Китае даже сейчас в самом захудалом региональном вузе сотни студентов изучают русский язык и литературу.

Сам уровень Международной конференции по русской литературе в Пекине был таков, что невольно задумываешься, а не переедет ли центр изучения русской литературы из России в Китай?

Были спикеры из Оксфорда, Тель-Авива, Японии, Монголии, с десяток профессоров из России, в том числе глава Пушкинского Дома, член-корреспондент РАН Всеволод Багно, с которым мы как-то неожиданно сблизились по ряду позиций . И добрая сотня китайских славян, профессоров, докторантов. Пожалуй, в них упоминались все заметные имена современной русской литературы, от Валентина Распутина и Юрия Бондарева до Александра Солженицына и Владимира Маканина. Не были забыты и молодые люди, от Алексея Иванова из Перми до Павла Крусанова из Санкт-Петербурга.

Нельзя не отметить важную организаторскую роль моих старых друзей профессора Чжан Цзяньхуа и профессора Ван Ли. Как всегда, шанхайская и пекинская школы русских обсуждали и соревновались друг с другом. И как я могу забыть поддержку и заботу другого моего старого китайского друга, профессора Ван Цзунфу из Лояна, моего милого переводчика из Шанхая, моей Джейд Хао Руоци. Может быть, в его доброте, трудолюбии и трудолюбии скрыто его цивилизаторское бессмертие?

Конференция была отличной. Обидно, только культурная программа не была насыщенной. Нынешний стиль Китая — это сплошная динамика и ритм, у организаторов конференции не было ни времени, ни желания вести гостей по музеям и храмам вальяжно. Здесь каждый уже выполнил свою программу. Я думаю, что те, кто был лишен друзей в Пекине, лишен энергии поиска, страсти Гумилева, не видели Пекина.

Совместно с известным шанхайским профессором Чжэн Тиу мы проводим конференцию

Совместно с известным шанхайским профессором Чжэн Тиу мы проводим конференцию.

Однако профессор Чжан Цзяньхуа пообещал организовать очередную конференцию по русской литературе в Чунцине, откуда желающие смогут совершить круиз на лодке по Янцзы, пройдя через знаменитые три ущелья, прежде чем они будут затоплены водохранилищем в крупнейшей плотине под строительство.

Именно это сочетание строящихся дамб и удивительных ущелий, скоростных автомагистралей и древних храмов, промышленных и научных центров и священных даосских гор, монастырей и скоростных поездов, величественных статуй Будды и небоскребов определяет характер жизни в современном Китае. Китайцы вышли из нирваны и, отказавшись от медлительности, живут стремительной жизнью.

Но они все же мечтают о бессмертии, им уготована долгая жизнь. И тут не обойтись без препаратов лунного зайца. Поэтому в самых современных домах, в элитных отелях вдруг натыкаешься на высокого деревянного зайца, вырезанного искусным мастером из пня какой-нибудь уникальной породы. И не спрашивайте, почему здесь стоит заяц, он дает вам бессмертие. На антикварном рынке можно найти большого нефритового зайца, есть бронза, глина, фарфор, бумага. Хранитель бессмертия необходим и самому современному Китаю. Возможно, это то, чего нам не хватает, прошлого, увиденного в будущем. Будущее, которое невозможно без реликвий великого прошлого. Где наши хранители прошлого, где наши хранители бессмертия?

Неслучайно сегодня эти мифические животные охраняют двери всех банков и корпораций, охраняя ваше благополучие и ваш покой. Могучие единороги цилини, небесные псы Тянь Гоу, бессмертные зайцы, стремительные трехлапые жабы, каменные, многокилограммовые черепахи, на спинах которых стояли стелы с морщинистыми благожелательными надписями, и, конечно же, драконы, правившие всей Поднебесной.

Возможно, это противостояние Востока и Запада. Для Запада дракон — демон зла и насилия; западному человеку нужно победить дракона и в себе, и в окружающих, и во всем мире.

Для Востока дракон является символом силы и величия, если его нельзя подчинить, то можно привлечь на свою сторону, стать своей опорой, своим боевым оружием. Для битвы дракон, для долголетия лунный заяц.

Однако и здесь происходит какое-то вечное противостояние. Для Запада заяц — некий помощник ведьм и колдунов, чуть ли не злой дух. Для евреев это вообще нечистое животное, мясо которого ни в коем случае нельзя есть, хуже свинины. А для Востока заяц — спаситель жизни, прилежный врач, вечный страж бессмертия.

Россия, как всегда, где-то посередине. Заяц-целитель у Февроньи, излечившей своего мужа князя Петра от смертельных недугов, — в чем его ценность? По всем западным меркам он должен был сжечь на костре и Февронью, и ее ручного зайца. Но еще в древности в нашей «Книге о голубях» мы находим драку между зайцем-беляком — символом добра и жизни, и зайцем-серым — символом зла и корысти. Серый заяц победил зайца-беляка на Руси, а заяц-беляк улетел на небо, на луну, обещая вернуться в свое время. Что ж, ждем, когда придет время Белого Зайца?

Этот вечный хранитель бессмертия живет в самом современном электронном Китае, готовится к полету на Луну, становится символом всей восточной медицины, главным отечественным фармацевтом и прилежным врачом. Если вы привозите лекарственные травы из Китая, знайте, что рецепт открыл их и сохранил для вас ту самую заячью луну.

Какими бы современными науками вы ни занимались, какую бы чистую и святую веру ни исповедовали, в каком бы современном ритме вы ни жили, вы должны знать, что у вас должен быть свой хранитель бессмертия, свой целитель, свой лунный заяц. Вот почему в полнолуние не забывайте смотреть на луну, видеть в ней свет и читать самые нежные, самые чистые стихи. Или Ли Бо, или Басе, или Сергей Есенин.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector