Римская философия

Истоки римской философии можно проследить со II по I век до н.э. По отношению к греческой философии римская философия вторична; ее можно назвать эллинистической философией. В Риме проживало много греков, в том числе философов, которые преподавали и писали на своем языке. Греческий язык пользовался уважением, а его знание было признаком культуры и образованности. Конечно, философские учения греков стали близки учениям римлян.

Но у римлян были и свои традиционные ценности: мужество, доблесть, честность, верность, достоинство, умеренность. Они также соблюдали военную дисциплину, закон, вековые обычаи и поклонялись семейным и национальным богам. Такова строгая система ценностей римского гражданина, строгая, но возвышенная.

В первом веке до нашей эры греческие философские доктрины распространялись в Риме. Эпикур, стоики и скептики были самой большой группой последователей, не была забыта и философия Пифагора и Платона; одним из самых выдающихся последователей Пифагора был Публий Нигидий Фигул. Фигулус написал много книг; он занимался математикой, наукой, астрологией и магией. Фигул дал латинские названия звездам и созвездиям.

Современником Фигула был Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.). Основным трудом Варрона были «Светские и религиозные древности». В своей работе «О жизни римского народа» Варрон изложил свою философию истории: все народы, как и люди, проходят через естественный цикл жизни, состоящий из детства, юности, зрелости и старости.

Следует отметить, что в это время отношения между философией и христианством были весьма неоднозначными. Их часто противопоставляли друг другу. В анонимном труде «Деяния апостолов» (II век) описывается встреча Павла с эпикурейцами и стоиками. Когда философы услышали о скором воскресении мертвых, они оставили Павла. Нет недостатка в попытках усилить либо религию за счет философии, либо философию за счет религии. Конечно, успех христианства не мог пройти бесследно для философии. Наиболее ярко это проявилось в неоплатонизме.

Римская философия испытала влияние древнегреческой философии, особенно философии эллинистического периода. Его главной задачей было не дознание сути вещей и обсуждение метафизических проблем, а решение вопросов, связанных с достижением высшего блага, счастья, выработкой нравственных норм жизни.

Римская философия достигла особого развития после афинского посольства в Рим в 155 году до н.э., которое дало толчок широкому распространению стоицизма, эпикурейства и скептицизма. Из них стоическая философия была самой распространенной и влиятельной. Значительный успех стоицизма на римской земле объясняется прежде всего тем, что римляне в большинстве своем были стоиками. В философии их интересовало только одно: насколько та или иная философия соответствует их мировоззрению и может помочь им в их жизни, которая была пропитана идеей государства и права.

Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий были величайшими представителями римского стоицизма. Основателем римского стоицизма был Луций Эней Сенека, который написал «Письма к Луцилию», «Об утилитаризме» и «Естественно-исторические вопросы». Он считал этику центральной частью философии, а натурфилософию — подчиненным предметом. Для него изучение философии означало не только теоретическое, но и практическое упражнение в добродетели. Подчеркивая тесную связь между философией и жизнью, Сенека писал: «Философия учит делать, а не говорить. Она требует, чтобы каждый жил по ее законам, чтобы жизнь не противоречила словам и не казалась изменчивой из-за противоречивых поступков.

Римская философия

Стоицизм

Стоицизм был наиболее распространен как в республиканском, так и в позднеимперском Риме. Иногда считается, что это единственное философское течение, которое получило новую почву в римский период. Его зачатки уже можно увидеть во влиянии Диогена Селевкийского и Ан-типатра Тарсского (который прибыл в Рим с вышеупомянутым афинским посольством). Средние стоики, Панетий Родосский и Посидоний, действовавшие в Риме сравнительно долгое время, также сыграли немаловажную роль в развитии стоицизма в Риме. К их чести, они способствовали широкому распространению стоицизма в средних и высших слоях римского общества. Среди учеников Панэтия были такие выдающиеся деятели Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон. В основных положениях своего учения Панетий во многом придерживался старого стоицизма. Его концепция логоса, например, схожа с концепцией Хрисиппа, который придерживался схожих онтологических взглядов. В области этики он несколько приблизил идеал стоического мудреца к практической жизни.

Поситоний оказал большое влияние на дальнейшее развитие римского стоицизма. В области онтологии он разрабатывает основные философские проблемы науки Аристотеля, а также вопросы на границе естественнонаучной проблематики и космологии. Он сочетает оригинальные философские и этические взгляды греческого стоицизма с элементами науки Платона, а в некоторых случаях и с пифагорейским мистицизмом. (Для римской философии этого периода характерен определенный эклектизм).

Наиболее выдающимися представителями римского стоицизма (нового стоицизма) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Сенека (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) происходил из сословия «конников «28 , был образован в области естественных наук, права и философии, и в течение довольно долгого времени успешно занимался юридической практикой. Позже он стал воспитателем будущего императора Нерона, правление которого принесло ему высочайший социальный статус и почести. На второй год правления Нерона он посвятил ему трактат «О милосердии», в котором призывал Нерона как правителя проявлять умеренность и соблюдать республиканский дух.

По мере роста его престижа и богатства Сенека вступил в конфликт со своим окружением. После пожара в 64 году н.э. в Риме растет ненависть к Сенеке. Он покидает город и поселяется в своем близлежащем поместье. Обвиненный в заговоре, он вынужден покончить жизнь самоубийством.

Наследие Сенеки обширно. Среди наиболее выдающихся его работ — «Письма к Луцилию», «Рассуждения о провидении», «О доблести философа», «О гневе», «О счастливой жизни», «О досуге», «О добродетели» и др. За исключением «Вопросов природы», все его работы посвящены этическим проблемам. Если старая точка зрения считала физику душой, то философия новой точки зрения рассматривает ее как полностью подчиненную область.

В своих взглядах на природу (как и в остальных своих произведениях) Сенека, однако, принципиально придерживается научной старой точки зрения. Это проявляется, например, в материалистически ориентированном дуализме материи и формы. Разум рассматривается как активный принцип, передающий форму материи. В то же время примат материи явно признается. Он также понимает душу (пневму), в духе старого стоицизма, как очень тонкую материю, смесь элементов огня и воздуха.

В эпистемологии Сенека, как и другие представители стоицизма, является сторонником античной сенсации. Он настаивает на том, что разум происходит от органов чувств. В отношении деятельности души он, однако, перенимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется прежде всего в признании бессмертия души и в характеристике телесности как «оков» души.

Эпикуреизм

Единственной материалистической (для своего времени, конечно) философией в Древнем Риме было эпикурейство, получившее широкое распространение в последние годы Римской республики и в начале императорского правления. Наиболее ярким его представителем был Тит Лукреций Кар (ок. 95-55 гг. до н.э.), написавший философскую поэму «О природе», которая также является ценным произведением современной литературы.

Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учениями Демокрита и Эпикура; последнего он считал лучшим греческим философом. В своей работе он мастерски объясняет, аргументирует и отстаивает взгляды ранних представителей атомистической доктрины, последовательно защищает основные принципы атомизма как против его ранних, так и современных противников, давая при этом наиболее последовательную и логически структурированную интерпретацию атомистической философии. При этом он во многих случаях развивает и углубляет мысль Демокрита и Эпикура. Лукреций считает атомы и пустоту единственными вещами.

Материя — это, во-первых, первозданные тела вещей, а во-вторых, все то, что является совокупностью названных элементов. Но никакая сила не может разрушить атомы; они всегда побеждаются своей непроницаемостью. Первое — это глубоко различная, двойственная природа этих двух вещей, как было сказано выше, материи и пространства, в которых все происходит; они необходимы сами по себе и чисты. Там, где простирается пустота, так называемое пространство, нет материи; но там, где простирается материя, нет ни пустоты, ни пространства в любом смысле. Первые тела полностью лишены пустоты. Во-вторых, в эмерджентных вещах есть пустота, а рядом с ней — звуковая материя.

В этой форме Лукреций излагает учение Демокрита и Эпикура об атомах и пустоте, подчеркивая при этом несотворенную природу самой материи.

Если первые тела, твердые и без полостей, как я уже говорил, несомненно, вечны. С неуничтожимостью и несотворенностью материи, то есть ее бесконечностью во времени, связана и бесконечность материи в пространстве.

Сама Вселенная не может себя ограничить, эта истина — закон природы; она желает, чтобы границы материи были созданы пустотой, а материя — границами пустоты; заслуга этого чередования — Вселенная без конца.

Атомам, согласно Лукрецию, присуще движение. В вопросе о движении он стоит на принципах Эпикура. Он пытается как-то обосновать отклонения от прямолинейного движения атомов.

О движении необходимо знать следующее: если атомы падают вертикально в пространстве под действием собственного веса, то здесь они отклоняются от своего пути в неопределенном месте и неопределенным образом — лишь в той мере, в какой направление меняется незначительно. Если бы этого отклонения не существовало, все падало бы в пустоту, вниз, как капли дождя, элементы не могли бы сталкиваться и объединяться, и природа никогда бы ничего не создала40.

Из этого следует, что паренклитическое движение Эпикура является для Лукреция происхождением частиц. Вместе с размером и формой атомов он является причиной разнообразия и множественности вещей в мире.

Он считает душу материальной, представляющей собой особую комбинацию воздуха и тепла. Он проходит через все тело и формируется из мельчайших и тончайших атомов.

Из какой материи состоит дух и из чего он состоит, я сейчас вам перечислю. Прежде всего, скажу, что дух чрезвычайно тонок; тела, составляющие его, чрезвычайно малы. Это поможет вам понять, и вы поймете это сами: ничто не совершается в мире так быстро, как то, что воображается и формируется самой мыслью. Отсюда видно, что дух обладает наибольшей скоростью, чем все, что доступно глазу; но и то, что подвижно, естественно состоит из идеально круглых и мельчайших тел.

Скептицизм

Другим значительным философским течением в Древнем Риме был скептицизм. Его главный представитель Энесидем из Кносса (ок. I в. до н.э.) в своих взглядах близок к пирроновской философии. О влиянии греческого скептицизма на формирование его мысли свидетельствует тот факт, что свой главный труд он посвятил интерпретации учения Пириона («Восемь книг рассуждений Пириона»).

Энесидем рассматривал скептицизм как способ преодоления догматизма всех существующих философских течений. Он уделял много внимания анализу противоречий в учениях других философов. Вывод его скептических взглядов заключается в том, что о реальности нельзя судить по прямым наблюдениям. Для обоснования этого вывода он использует уже упомянутые формулировки так называемых тропов.

Следующие пять тропов, которые были добавлены Агриппой, преемником Анесидема, еще больше усилили сомнения в правильности идей других философских течений.

Самым ярким представителем так называемого младшего скептицизма был Секст Эмпирик. Его учение также было заимствовано из греческого скептицизма. Об этом свидетельствует название одной из его работ «Основы пирронизма». В других работах — «Против догматиков», «Против математиков» — он излагает методологию скептического сомнения, основанную на критической оценке основных концепций знания того времени. Критическая оценка направлена не только против философских концепций, но и против концепций математики, риторики, астрономии, грамматики и т.д. Его скептический подход не избежал вопроса о существовании богов, что привело его к атеизму.

В своих трудах он пытается доказать, что скептицизм — это оригинальная философия, которая не позволяет смешивать себя с другими философскими течениями. Секст Эмпирик показывает, что скептицизм отличается от всех других философских течений, каждое из которых допускает одни сущности и исключает другие, тем, что он одновременно ставит под сомнение и допускает все сущности.

Римский скептицизм был специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества. Поиск и изучение противоречий между утверждениями более ранних философских систем привел скептиков к обширному изучению истории философии. Хотя в этом направлении скептицизм создает много ценного, в целом это уже философия, утратившая ту духовную силу, которая вознесла античную мысль к ее высотам. На самом деле, скептицизм содержит больше прямого неприятия, чем методологическая критика.

Скептицизм, как ни странно это может показаться на первый взгляд, очень плодотворен для познания. Стандартная ситуация с проблемой такова: с каждым шагом мы формально понимаем все больше и больше, но вольно или невольно подгоняем все под уже выработанные решения, продолжая сложившуюся традицию. По сути, мысль замедляется, переходит к вариантам того, что уже давно известно, приводит в порядок то, что уже было известно. С одной стороны, это вершина познания, но в рамках определенной парадигмы, в которой уже нет, как говорил Аристотель, явного импульса, с которого начинается мысль — удивления. Мышление становится изощренным упражнением, но теряет желание знать, склоняясь к позиции «почти все найдено, в принципе, больше ничего не нужно», то есть к вере. Однако ни один результат познания не может быть принят как окончательный, этому способствует скептицизм, который ставит под сомнение все факты, выводы и результаты. Именно скептический подход поддерживает постоянную потребность в дальнейших знаниях, сохраняя свободу исследования — даже в тех областях, где якобы «все уже давно известно». Скептическое мировоззрение податливо, открыто для различных точек зрения, не «выносит ничего за скобки» и занимается именно поиском истины

Эклектицизм

Эклектизм был гораздо более распространен и важен в Риме, чем в эллинистической Греции. Среди его сторонников были многие видные деятели римской политической и культурной жизни, как в последние годы Римской республики, так и в первый период империи. Самым известным из них был Марк Туллий Цицерон (106-45 гг. до н.э.), выдающийся политик и оратор, создатель латинской философской терминологии.

Представители римского эклектизма обладали обширным багажом знаний. В некоторых случаях они были настоящими энциклопедистами своей эпохи. Их сочетание различных философских школ не было бессистемным и иррациональным; определенная концепция подкреплялась глубоким знанием конкретных взглядов. Постепенное приближение теории к области этики выражает общую ситуацию в философии.

Эклектизм, развивающийся в академической философии, достигает пределов энциклопедизма, охватывая знания как о природе, так и об обществе. Цицерон принадлежал, пожалуй, к самой значительной фракции римского эклектизма, которая развилась из стоической философии.

«Стоический» эклектизм в изложении Цицерона сосредоточился на социальных проблемах, особенно на этике. Его мотивом было объединить те части различных философских систем, которые дают полезные знания.

Социальные взгляды Цицерона отражают его положение как представителя высших слоев римского общества времен Республики. Он видит наилучший общественный строй как сочетание трех основных форм правления: монархии, аристократии и демократии. Он видит цель государства в безопасности граждан и свободном пользовании собственностью. На его теоретические взгляды сильно повлияла его реальная политическая деятельность.

В этике он придерживался в основном взглядов стоиков, уделяя значительное внимание проблемам добродетели у стоиков. Он рассматривает человека как разумное существо, в котором есть нечто божественное. Он называет добродетелью преодоление всех тягот жизни силой воли. Философия оказывает человеку неоценимую услугу в этом деле. Каждое философское направление приходит к добродетели по-своему. Именно поэтому Цицерон рекомендует «объединить» все вклады различных философских школ, всю их продукцию в единое целое. Таким образом, он, по сути, защищает свой эклектизм.

Прогрессирующий кризис римского общества в последние годы Республики и первые годы Империи естественным образом отражается в философии. Недоверие к рациональному освоению мира, проявившееся в большей или меньшей степени в различных философских течениях, вместе с растущим влиянием христианства все больше усиливало разрастающиеся проявления мистицизма. Иррациональные движения этой эпохи различными способами пытались приспособиться к меняющейся роли философии. Неопифагорейская философия, типичным представителем которой был Аполлоний Тианский, пыталась укрепиться, вернувшись к мистике чисел, граничащей с шарлатанством; философия Филона Александрийского (30 г. до н. э. — 50 г. н. э.) стремилась объединить греческую философию с иудейской религией. В обеих концепциях мистицизм был представлен в концентрированном виде.

Более интересным был неоплатонизм, который развивался в 3-5 веках нашей эры, в последние века Римской империи. Это последнее последовательное философское течение, возникшее в эпоху античности. Неоплатонизм формируется в той же социальной среде, что и христианство. Как и другие иррационалистические философские движения поздней античности, неоплатонизм в определенной степени является отказом от рационализма более раннего философского мышления. Это своего рода отражение социальной безысходности и прогрессирующего разложения общественных отношений, на которых зиждилась Римская империя.

На нашей странице эссе по философии вы найдете множество готовых тем для эссе по философии.

  • Вот некоторые темы курсовых работ по философии

Читайте больше лекций:

  1. Сознание и самосознание. Сознание и проблема идеального.
  2. Космология и онтология в ранней греческой философии
  3. Зигмунд Фрейд, австрийский психиатр, психолог
  4. Теории «творческих элит». Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии
  5. Материализм в 1860-х годах.
  6. Сознание, его происхождение и сущность.
  7. «Левиафан» Гоббса — биография и жизненный путь Гоббса.
  8. Диалектика бытия, принцип развития
  9. Общий обзор русской философии
  10. Философия археоавангарда в изучении феномена человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector