Философия Платона

Будущий великий философ родился в Афинах в 428 году до н.э. в знатной семье. В юности у него завязывается дружба с учеником Гераклита Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку его родственники занимались политикой, он хотел посвятить себя этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе. Рис. 1. Платон - копия бюста работы Силаниона, созданного для Платоновской академии

Рис. 1 Платон — копия бюста Силаниона, созданного для Платоновской академииВ возрасте двадцати лет Платон встречает Сократа и становится его учеником. Он остается верным последователем Сократа и его преданным другом до последних лет жизни своего учителя. После смерти своего учителя и долгих скитаний (Платону пришлось бежать из Афин и много путешествовать), философ возвращается и открывает школу, в которой живет и работает до глубокой старости. Великий мыслитель умер в 347 году до н.э., а школа просуществовала много веков.

Важно! Сократ назвал свою школу «Академией» — в честь мифического Академа. Считалось, что древнегреческий герой был похоронен на том месте, где великий мыслитель и его ученики построили свою школу.

Платоновский мир форм и идей

Главное место в учении Платона занимает размышление об эйдосах — идеях. Согласно его философии, вселенная делится на две части: измерение эйдосов и мир форм (вещей). Идеи являются прообразами всего сущего и лежат в основе всех вещей, возникающих из бесформенной материи. В то же время сама материя не может ничего произвести без движущей силы эйдоса. Измерение эйдоса находится за пределами пространства и времени, но оно имеет четкую иерархию, во главе которой стоит идея Блага. Она становится условием для познания всех других послушаний и играет важную роль в признании людьми высших ценностей.

Важно!!! В диалоге «Государство» Платон сравнивает добро с солнцем.

Рис. 2. Платон и Аристотель. Часть фрески

Рис. 2 Платон и Аристотель. Часть фрески «Афинская школа». Рафаэль Санти.

Представление Души у Платона

В человеческом сознании Душа — это самая существенная, глубокая и важная идея, которая сосредоточена в самом человеке. Все души уже были созданы Великим Творцом в момент творения, их число определяется количеством звезд во Вселенной. Это происходит потому, что каждая звезда отвечает за определенную Душу, пока она воплощается на Земле. До своей земной жизни Душа находится в измерении чистых идей, и от того, какую идею она принесет с собой на Землю, зависит, какое тело она получит и какие испытания ей суждено пройти. После смерти душа попадает на Страшный суд, решение которого возносит праведников на седьмое небо, а грешников — в недра земли. После тысячи лет изгнания она вновь подвергается испытанию жизнью, и эта Душа, которая несколько раз подряд перевоплощается в тело философа или мудреца, завершает свое перерождение и вознаграждается божественным покоем. Остальные продолжают приходить на Землю в течение десятков тысяч лет и не всегда в человеческих телах. Диалоги «Тимей» и «Фаэдр» описывают душу как состоящую из трех частей:

  • Рациональный, расположен в голове.
  • Волевой, расположен в груди и связан с разумом.
  • Страсть, расположенная в желудке и обслуживающая низшие инстинкты.

Согласно Платону, в каждом народе доминирует один из компонентов Души. У греков — рациональность, у норвежцев — смелость, у египтян — стремление к наживе и обману.

Учение о познании и диалектике

Платон считал, что только через сознательное размышление, используя философскую диалектику, можно приблизиться к более точной картине объективной реальности. Сама диалектика призвана помочь человеку детально проанализировать, классифицировать смутные сенсорные впечатления и вывести из беспорядочной массы информации единую общую концепцию. Это также помогает разбить общую концепцию на виды и более мелкие упорядоченные структуры. Согласно философии великого мыслителя, две и несколько разных вещей или понятий могут вместить в себя одну идею, и она действительно существует, потому что никто не может познать несуществующее. Это измерение сознательных идей, которое действительно существует, а мир вещей — это его блеклый дух. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь не может полностью воплотить сущность идеи. Сама идея является истинной сущностью вещей. Рисунок 3: Платон и Сократ. Средневековая фреска

Рисунок 3: Платон и Сократ. Средневековая фреска

Любовь и Красота

В своих трудах Платон подчеркивал красоту и важность поиска ее в окружающем мире и в самом себе. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна направить свой взгляд на красоту искусства и науки. Преодолев это, он переходит к позитивному восприятию хороших манер и морали, что является лучшим способом подняться по «золотой лестнице» в мир Высших Идей. Находясь во власти чувств и страстей, только через красоту можно вернуться к добродетели, ибо она воскрешает воспоминания об идеальном мире, рождая в сердце Любовь. Платон указывает, что чем менее плотским и грубо чувственным является влечение в любви, тем больше оно ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Именно из таких рассуждений великого философа возникло понятие «платоновская любовь».

Государство Платона

В молодости мыслитель идеализировал кастовую систему Древнего Египта; по сути, он был консерватором. Платон, однако, поместил все свои идеи социальных реформ в воображаемое идеальное государство и назвал его Атлантидой. Совершенство этого государства основано на трех уровнях Души в его видении, где каждая часть преследует свою собственную добродетель:

  • Интеллигентный — к мудрости;
  • Волевой — к мужеству и стойкости;
  • Чувственность — к воздержанности.

Когда все эти компоненты находятся в гармонии, возникает Справедливость — высшее проявление Добра. Идеальное государство, как и душа, состоит из отдельных вассалов, которые работают на общее благо. Это касты.

Мудрецы-правители

Они не способны на аморальные поступки, обладают высшим знанием и принимают решения в соответствии с логикой мира идей. Правители получают философское образование с раннего возраста и учатся управлять. Эгоистические интересы искореняются в младенчестве, и это распространяется даже на семейные отношения: имущество и жены делятся между людьми. Правитель контролирует все — от произведений интеллектуального труда, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.

Защитники-воины

Особое внимание было уделено воспитанию воинов, которое охватывало два направления:

  • Гимнастика, где они учились подавлять страсти, отдавая предпочтение воле и разуму;
  • Музыкальный, где они тренировались укрощать свой гнев, превращая его в чувство гармонии с окружающим миром.

Главная задача: сохранение истинного знания в лице правителя и аристократии и поддержание баланса между крайними кастами. Рисунок 4. Статуя Платона в Дельфах

Рисунок 4: Статуя Платона в Дельфах.

Каста трудящихся

Платон также называл их производителями. Все они — другие люди, не имеют Души и живут в мире физических потребностей. Все заработанные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.

Важно! Только такое государство может достичь справедливости, где четко соблюдаются границы между кастами, где каждый класс следит за своими делами и не вмешивается в работу людей с другого уровня. Покинуть свою касту ради другой можно только после прохождения серьезного испытания.

Место семьи в идеальном Государстве

Отдельно стоит отметить отношение к семье в таком обществе. Не было нормальной семьи, как мы привыкли ее представлять. Все внутрисемейные отношения регулировались главой государства. Дети после рождения не оставались в семье, а помещались в специальные учреждения, где их воспитывали и давали образование в соответствии с их социальным классом. В таком состоянии родители не знают своих детей, а дети не знают своих родителей.

Важно! Сам Платон жил по законам своего идеального государства. Ни его жена, ни его дети не известны истории.

Один из величайших мыслителей всех времен запомнился в истории как противник чрезмерных эмоций и страстей. Он был убежден, что такое поведение сбивает с истинного пути в понимании идей и содержит вредные начала. Платон умер в день своего рождения в 347 году до н.э., и его ученики считали, что это знак того, что он перешел на более высокий уровень божественного

Тест для закрепления материала

  1. 1 В каком году родился Платон?
    • 428 R. Н.Е.
    • 428 R. П.Н.Э.
    • 1428

    Следующий вопрос Вопрос 1 из 10

  2. 2 Кто был учителем Платона?
    • Аристотель
    • Гераклит
    • Сократ

    Следующий вопрос Вопрос 2 из 10

  3. 3 Как называлась школа Платона?
    • Институт
    • Университет
    • Академия

    Следующий вопрос Вопрос 3 из 10

  4. 4 Какая концепция находится в центре учения философа?
    • Государство
    • Идея
    • Любовь

    Следующий вопрос Вопрос 4 из 10

  5. 5 Какая часть души расположена в грудной клетке человека?
    • Оправдание
    • Добровольно
    • Страсть

    Следующий вопрос Вопрос 5 из 10

  6. 6 Что такое «платоническая любовь»?
    • Трактат Платона.
    • Изображение этого чувства у великого философа, где он отрицает плотское и чувственное начало
    • Представление о любви, в котором Платон восхвалял страсть и влечение

    Следующий вопрос Вопрос 6 из 10

  7. 7 На сколько каст делится идеальное государство Платона?
    • Нет никаких каст, все равны.
    • 3.
    • 10.

    Следующий вопрос Вопрос 7 из 10

  8. 8 Куда отправляется душа сразу после смерти?
    • На небеса.
    • До окончательного приговора.
    • Он реинкарнируется в другого человека

    Следующий вопрос Вопрос 8 из 10

  9. 9 Что Платон называл своим идеальным государством?
    • Эль-Дорадо
    • Греция
    • Атлантида

    Следующий вопрос Вопрос 9 из 10

  10. 10 В какой день умер философ?
    • В день весеннего солнцестояния
    • В свой день рождения
    • В день рождения его сына

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector